Блистательный
Меньшиков Когда известный актер и режиссер Ролан Быков подбирал для своего фильма "Осторожно черепаха!" ребят в одной из московских школ ему порекомендовали "очень способного и музыкального" мальчика, который может сыграть практически любую роль. Быков встретился с ним, поговорил, но снимать отказался. "Ты очень веселый, ты никогда не будешь артистом", - объяснил свой отказ Роллан Антонович. Звали мальчишку Олег Меньшиков. Сегодня Меньшикова называют русской звездой мирового масштаба. Его участие даже в неудачном фильме гарантирует фильму кассовый сбор. В недавно прошедшей в Омске премьере фильма французского режиссера Режиса Варнье "Восток-Запад", Меньшиков сыграл одну из главных ролей. Такого ажиотажа вокруг кинопремьр в Омске не наблюдалось со времен "Сибирского цирюльника". Объяснить это можно тем , что люди соскучились по фильмам с участием русских актеров. Здесь же и вовсе звездный блеск российского и французского кино. Действие фильма происходит после второй мировой войны. С разрешением российского правительства из Франции на родину возвращаются многие эмигранты. Среди них врач Алексей Головин ( Олег Меньшиков) с молодой женой француженкой (Сандрин Боннер) и сыном Сережей. Однако милость властей оказывается чудовищным обманом, кто-то из группы прибывших расстрелян, кто-то поставлен перед выбором: лагерь или сотрудничество с органами госбезопасности. Нет, это не политическая картина, рассказ идет об обычных людях, которые не могут найти себя в окружающем их хаосе. Уже с первых кадров понимаешь, что фильм снят иностранцем для иностранцев. Слишком подробно смакуются "прелести" коммунального житья и ужасы сталинского режима. А с каким акцентом на красный террор сделан эпизод в порту, когда при аресте прибывших эмигрантов, охрана сразу убивает одного из них. Однако ужасы советской действительности решили подсластить любовной историей. Сосед Головина по коммуналке юный спортсмен Саша, влюбляется в его красавицу жену. И кроме как для создания любовного треугольника, другой причины появления этого героя в сценарии, на мой взгляд, авторам найти не удалось. Больше волнует затронутая тема, тема навязанной, привитой несвободы, которую легче принять, чем ей противостоять. Этот фильм настолько о нас, даже о нас сегодняшних, что становится страшно. Вообще фильм оставляет ощущение разобранной мозаики, где все отдельные эпизоды хороши, но в общую картину не собираются. Нет здесь актерского ансамбля, хотя каждая работа в отдельности великолепна. Нет в фильме любви, хотя должна быть...Все круги ада проходит Головин, чтобы вернуть любимой ее прежнюю, счастливую жизнь. Как сказал Меньшиков о своем герое в интервью телепередаче "Кинескоп": "Он десять лет готовил ей побег из России. Я вам скажу это надо уметь так любить... Мы ведь часто себя любим в своей любви, а нужно любить человека и забыть про себя. Я думаю Алексей это смог". В фильме "Восток-Запад" Меньшиков не играет любовь, (как не играл ее в "Сибирском цирюльнике")он играет чувство вины, ответственность, играет потрясающе и этого достаточно, чтобы зритель ему поверил. В какой-то момент понимаешь, что Меньшиков тянет на себе всю картину. Недаром Катрин Денев, сыгравшая в фильме лишь роль второго плана очень тепло отозвалась о русском актере: "Он великолепен, я хочу встретиться с ним хотя бы еще раз..." И сегодня этот восторг примы мирового кино кажется чем-то само собой разумеющемся. Попробуем вернуться в прошлое и проследить путь этого неизбежного, стремительного, звездного восхождения. У Меньшикова было нормальное советское детство. Лето у бабушки, на даче под Тамбовом, музыкальная школа по классу скрипки, председательство в совете дружины, и даже заветный "Артек" за отличную учебу и примерное поведение. Девочки в школе обожали темноглазого, артистичного Олега. Из воспоминаний одноклассницы Марии Копысовой: "У нас в школе не было концерта, в котором бы не выступал Олег. В него полшколы было влюблено, причем продолжалось это лет десять до последнего нашего звонка. Никто даже не надеялся на взаимность. Он уже тогда как-то всех сторонился". Однажды девчонки решили проверить Меньшикова на рыцарство. Одна из них должна была назначить Олегу встречу, а другие, переодевшись в хулиганов напасть на них. Затея не удалась, одна из заговорщиц проболталась: "Меньшиков, тебя девчонки бить собираются". С тех пор Олег ходил со своими двумя приятелями, то есть взял телохранителей. Уже тогда, в школе прослеживался его интерес к сцене. Олег обожал оперетту, два раза в неделю ездил на спектакли театра оперетты. Учавствовал в школьных постановках. И потому никого особенно не удивил его выбор после окончания школы - Щепкинское училище. И с этого момента , как в сказке начинается его звездное восхождение. Фильм за фильмом: "Родня" Михалкова, "Покровские ворота" Козакова, "Полеты во сне и наяву" Балаяна все это было почти сразу. Затем последовала череда однодневных, проходных картин, были и интересные. Удивительно, но он никогда не гонялся за количеством, отказывался от многих предложений. Долгое время блистал на театральных подмостках. "Ах, какая замечательная творческая биография!"- восклицали на страницах газет авторы статей о Меньшикове. "Малый театр, театр Советской Армии, театр Ермоловой, театр Моссовета, роль Каллигулы в спектакле Фоменко, работа в шекспировском театре"Глобус" в Лондоне, премия Лоуренса Оливье, государственная премия России, премия "Триумф". И вдруг бац...! Ушел в никуда. "Я понял, что через пару лет могу запросто гикнуться. Как актер я действительно не совпадаю с современными театральными режиссерами, да думаю и им со мной не интересно". Одной из причин ухода было нежелание играть то, что предлагали. Теперь его все реже приглашают в кино и почти никогда в театр. Начались собственные постановки. Спектакль "N" о нелегкой судьбе великого русского танцовщика Нижинского в театральном агенстве "Богис", затем "Горе от ума" в собственном театральном товариществе "814". Последнее было его официальным режиссерским дебютом. Недавно этот спектакль, расщедрившись, показало РТР. В этой работе Меньшиков достиг того, к чему быть может давно стремился: полной свободы и самоконтроля. Сам себе режиссер. Интересно отозвался об этой его работе один известный московский актер: "Если это режиссура, то, то чем занимаются Фоменко и Захаров надо называть каким-то другим словом". Пусть так, но как актер Меньшиков почти безупречен. Там где другой будет рвать кулисы в клочья ему достаточно одного взгляда или жеста и души содрогнутся не только у юных восторженных поклонниц, но и у седовласых ценителей кино и театра. Сейчас он занялся новым театральным проектом, работает над постановкой пьесы молодого драматурга М. Курочкина "Кухня", где сам же исполнит главную роль. Захватывающие события развернутся на кухне одного ресторана, где вместе с Меньшиковым весь вечер простоит у плиты и Владимир Ильин. Что еще? Его личная жизнь - тайна за семью печатями. Об этом никому и никогда. Однажды на вопрос корреспондента газеты "Культура" не мешает ли ему популярность, например, когда узнают на улице, Олег ответил: "Нет, не мешает по той причине, что меня не узнают". Он избегает общения со зрителями, с прессой, особенно понимая, что в этом случае трудно уйти от откровенных вопросов. Он спрятан в повседневной жизни от всех затемненными стеклами своего Lexus, вежливой секретаршей Катей, улыбчивым продюсером Валерой, невозмутимым водителем Яном, наконец, просто своими темными очками Armani. Ухожены интерьеры его квартиры, быт налажен, есть прислуга. "Мой отдых ? Общение с друзьями, теннис, чтение Пелевина" А что сверх того, то не для всех... Его невозможно заманить на тусовку, где можно встретить потенциального спонсора, невозможно уговорить делать то, чего он не хочет. Однажды ему кто-то сказал, что он проживает свою последнюю реинкарнацию. Больше таких как он, на земле не будет. Поэтому в этой жизни, что он не пожелает, то и сбудется. Олег в это верит и пока все идет хорошо... Людмила Баланюк alica_balanuk@mail.ru |
со всеми предложениям и замечаниями обращаться adm@ked.omsk.su все права защищены 2000 г. |