Николай Дудко - живописец танка

_________

Танка или свиток -древнее религиозное искусство Тибетского буддизма. Пишутся эти свитки-иконы на ткани красками, приготовленными из растительного сырья и непрозрачными минералами, некоторые фрагменты готового рисунка покрывают чистым золотом. Обычно на танка рисуют Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Готовые танка вшиваются в парчовое обрамление и освящаются Ламой. Вот казалось бы и все, но скоро только сказки сказываются...

В эти дни в галерее "Мир живописи" проходит персональная выставка художника живописи танка Николая Дудко. Когда-то он писал портреты, натюрморты, жанровые картины, увлекался сюрреализмом. В 20 лет у него за спиной были уже две персональные выставки в Киеве. И вдруг... отречение от европейской школы живописи. А дальше постижение буддисткой философии, практики медитации и глубокое осмысленное изучение живописи танка у личного художника Е.С. Далай Ламы XIV. Всего лишь через год он получил диплом художника живописи танка.

- Николай, почему Вы оставили европейскую школу живописи?

- Просто стало неинтересно. Та школа хороша была для техники, для понимания как смешивать краски. Пока учился в Улан-Удэ, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Потом было непродолжительное обучение в Киевском художественном институте, откуда меня с треском выгнали, потому что живопись моя там как-то не приглянулась. То, что я рисовал в европейском стиле, было вдохновлено итальянским искусством Возрождения и Дюррером. Вся моя живопись была на тонких колерах, очень нежная, позднее увлекся Сальвадором Дали, но всегда, сколько себя помню, был интерес к Востоку. Однажды спросил себя, а что мне в Востоке интересно - оказалось интересен Тибетский буддизм, философия, медитация, а в ней собственное духовное развитие. Потом встретил своих учителей, первым был старый Лама (буддисткий монах) Дормадодди. От него получил первые наставления по практике, философии, первое посвящение, и при этом все еще продолжал заниматься европейской живописью. И в один прекрасный день он мне сказал: "Ты же художник, тебе несложно будет нарисовать танка, изучить все каноны". Затем учился в Бурятии, в Монголии, в Непале, а закончил обучение уже в Индии.

- В Индии Вы стажировались в библиотеке Тибетских рукописей?

- Да, это удивительно красивое место, городок Дхарамсала находится в горах. Внизу живут индусы, в горах тибетцы, там же и резиденция Далай Ламы. Полностью это называется Библиотека Тибетских рукописей и архивов ( LTWA). Но это не та библиотека, что в нашем понимании, так у них называется институт. Я давно знал о существовании этого учебного заведения, но так получилась, что смог туда поехать только в 1996 году. Меня очень интересовали архивы, там шикарнейшая библиотека рукописей и свитков, огромная коллекция западной литературы, включая литературу и на русском языке, все что было написано о буддизме за последние 10-30 лет. Но главное, там учителя, живые носители корней, истоков живописи танка.Я поехал туда уже подготовленным, очень хорошо говорил по-английски. Но старые учителя, в том числе и мой, преподобный Ген Санчей Еше, на английском не говорят. Пришлось учить тибетский, но это было только в удовольствие. Системы оценок там не существует. Сначала рисуешь карандашом канонический рисунок, несешь учителю. Он ни говоря ни слова, что-то исправляет и возвращает работу. И не потому что я языка не знал, он и с тибетцами так же общался.

В группе из 10 человек, я был единственным иностранцем. Некоторые занимались 3 года, некоторые 7 лет. Там три года рисуют только карандашом и два года занимаются живописью. Танка - это даже с точки зрения техники необычно. Интересно добиться, чтобы линия была живая, чтобы она дышала. Интересно работать с золотом. В течение 5 лет ученик должен сделать всего 3 цветных изображения (танка). Мне за год удалось написать 5 танка и огромное количество рисунков. Работал с утра до вечера. Конечно, другим ученикам было легче, они здесь живут, это их дом. Там хочешь, 5 лет учись, хочешь больше. В буддизме считается, если есть учитель, то с ним жизнь прожить рядом это счастье. И спешить то некуда. Но у меня не было такой возможности. К той поре в Бурятии меня уже ждала семья: жена и двое детей. Опять же существовала проблема с визой и деньгами.-Кроме того, что вы в Индии учились, вы там еще жили. Что вас больше всего поразило в образе жизни тибетцев и индусов? Какой миф о Востоке для вас развеялся?

- К той поре мифов для меня уже не существовало. А поразила простота их жизни. Для них не имеет ценности то, что так важно для нас - хорошая квартира, машина. Они живут в малюсеньких комнатах, для них важнее духовная практика. Позднее уже в Тибете, я видел людей, которые просто задолбаны китайцами, живут в полной нищете, ходят в рваной одежде. Но они радостны и всегда готовы помочь попавшим в беду. Как-то мы ехали на рейсовом автобусе в горах на отметке 5000 м., и автобус сломался. Водитель-китаец сел на попутку и уехал оставив нас в горах.

Был июль, весь день моросил дождь, а к вечеру выпал снег. Было ужасно холодно, воздух в горах разряженный. А люди к таким условиям не подготовленные, просто туристы. В автобусе были японцы в шортах и в майках, и еще дети с ними, также легко одетые. Уже стали замерзать и тут появились тибетцы, которые пасли неподалеку яков. Я заговорил с ними, попросил продать нам что-нибудь из еды. Один из них полез в карман и достал сухой дзанбай (ячменная пережаренная мука) и говорит: "Мы только это едим, больше здесь ничего нет". Какая у людей жизнь суровая! И буквально через полчаса они где-то за скалой развели костер, нагрели воду и принесли нам термос горячей воды, чтобы мы согрелись. И утром рано, я проснулся, смотрю скалы, горы усыпанные снегом и движется черная точка. Это пастух, уже несет кувшин горячей воды, завернув его в куртку, чтобы вода не остыла. Для них не имеет значения собственный комфорт, или собственная усталость. У них учение буддизма в крови, и неразрывно связано с образом жизни и мышления.

- Вернемся к живописи. Николай, если посмотреть на танка взглядом обывателя, то видишь яркие лубочные краски, здесь почти полное отсутствие перспективы. Это может быть интересным профессиональному художнику?

- Да, но люди же разные. Кому - то и лубок интересен и примитивное народное искусство. А танка это не народное, это традиционное искусство, равно как и тибетская медицина. Здесь огромный рост для творчества, в танка существует немыслимое количество персонажей и сюжетов, в одну жизнь не управиться.

- В написании свитка существуют определенные правила, каноны?- Поскольку это искусство многовековое, оно полностью каноническое. Но свобода есть. Сама композиция выстраивается художником (объясняет на примере "Зеленой Тары"). Можно было нарисовать лишь одну Тару, можно нарисовать ее с одним из будд, можно включить сюда белую и желтую Тару.

Таким образом, пейзаж создается художником. Творчество здесь в том, что если художник хотя бы немного занимается практикой и понимает это учение, он может через чувственное восприятие передать зрителю нежность Тары, нежность этого бытия. А если божество гневное, то и пейзаж более суровый.

- Николай, почему Вы человек из России, выбрали танка, а не православную иконопись рублевской школы?

Хотя я художник, иконами никогда не интересовался. Мне это не интересно, это абсолютно не мое.. Бывает же так. Почему мы встречаем и влюбляемся в одного человека, хотя рядом масса других людей? Я считаю, что это кармическая связь с этим учением, с этой традицией. А кто-то, ну никак не воспринимает буддисткое искусство. Это абсолютно нормально.

И он сказал это так спокойно, уверенно и обезоруживающе добродушно, что желание спорить с ним пропало бы даже у самых ярых религиозных фанатиков.

Людмила Баланюк alica_balanuk@mail.ru


со всеми предложениям и замечаниями обращаться adm@ked.omsk.su

все права защищены 2000 г.

Хостинг от uCoz