Николай
Дудко - живописец танка
______ ___
|
Танка
или свиток -древнее
религиозное искусство
Тибетского буддизма.
Пишутся эти свитки-иконы
на ткани красками,
приготовленными из
растительного сырья и
непрозрачными минералами,
некоторые фрагменты
готового рисунка
покрывают чистым золотом.
Обычно на танка рисуют
Будд, Бодхисаттв,
иллюстрируют жития святых
и великих учителей.
Готовые танка вшиваются в
парчовое обрамление и
освящаются Ламой. Вот
казалось бы и все, но скоро
только сказки
сказываются...
В эти
дни в галерее "Мир
живописи" проходит
персональная выставка
художника живописи танка
Николая Дудко. Когда-то он
писал портреты,
натюрморты, жанровые
картины, увлекался
сюрреализмом. В 20 лет у
него за спиной были уже две
персональные выставки в
Киеве. И вдруг... отречение
от европейской школы
живописи. А дальше
постижение буддисткой
философии, практики
медитации и глубокое
осмысленное изучение
живописи танка у личного
художника Е.С. Далай Ламы
XIV. Всего лишь через год он
получил диплом художника
живописи танка.
-
Николай, почему Вы
оставили европейскую
школу живописи?
-
Просто стало неинтересно.
Та школа хороша была для
техники, для понимания как
смешивать краски. Пока
учился в Улан-Удэ, писал
портреты, пейзажи,
натюрморты. Потом было
непродолжительное
обучение в Киевском
художественном институте,
откуда меня с треском
выгнали, потому что
живопись моя там как-то не
приглянулась. То, что я
рисовал в европейском
стиле, было вдохновлено
итальянским искусством
Возрождения и Дюррером.
Вся моя живопись была на
тонких колерах, очень
нежная, позднее увлекся
Сальвадором Дали, но
всегда, сколько себя помню,
был интерес к Востоку.
Однажды спросил себя, а что
мне в Востоке интересно -
оказалось интересен
Тибетский буддизм,
философия, медитация, а в
ней собственное духовное
развитие. Потом встретил
своих учителей, первым был
старый Лама (буддисткий
монах) Дормадодди. От него
получил первые
наставления по практике,
философии, первое
посвящение, и при этом все
еще продолжал заниматься
европейской живописью. И в
один прекрасный день он
мне сказал: "Ты же
художник, тебе несложно
будет нарисовать танка,
изучить все каноны".
Затем учился в Бурятии, в
Монголии, в Непале, а
закончил обучение уже в
Индии.
- В
Индии Вы стажировались в
библиотеке Тибетских
рукописей?
- Да,
это удивительно красивое
место, городок Дхарамсала
находится в горах. Внизу
живут индусы, в горах
тибетцы, там же и
резиденция Далай Ламы.
Полностью это называется
Библиотека Тибетских
рукописей и архивов ( LTWA).
Но это не та библиотека,
что в нашем понимании, так
у них называется институт.
Я давно знал о
существовании этого
учебного заведения, но так
получилась, что смог туда
поехать только в 1996 году.
Меня очень интересовали
архивы, там шикарнейшая
библиотека рукописей и
свитков, огромная
коллекция западной
литературы, включая
литературу и на русском
языке, все что было
написано о буддизме за
последние 10-30 лет. Но
главное, там учителя, живые
носители корней, истоков
живописи танка.Я поехал
туда уже подготовленным,
очень хорошо говорил
по-английски. Но старые
учителя, в том числе и мой,
преподобный Ген Санчей
Еше, на английском не
говорят. Пришлось учить
тибетский, но это было
только в удовольствие.
Системы оценок там не
существует. Сначала
рисуешь карандашом
канонический рисунок,
несешь учителю. Он ни
говоря ни слова, что-то
исправляет и возвращает
работу. И не потому что я
языка не знал, он и с
тибетцами так же общался.
|

В
группе из 10 человек, я был
единственным иностранцем.
Некоторые занимались 3
года, некоторые 7 лет. Там
три года рисуют только
карандашом и два года
занимаются живописью.
Танка - это даже с точки
зрения техники необычно.
Интересно добиться, чтобы
линия была живая, чтобы она
дышала. Интересно работать
с золотом. В течение 5 лет
ученик должен сделать
всего 3 цветных
изображения (танка). Мне за
год удалось написать 5
танка и огромное
количество рисунков.
Работал с утра до вечера.
Конечно, другим ученикам
было легче, они здесь
живут, это их дом. Там
хочешь, 5 лет учись, хочешь
больше. В буддизме
считается, если есть
учитель, то с ним жизнь
прожить рядом это счастье.
И спешить то некуда. Но у
меня не было такой
возможности. К той поре в
Бурятии меня уже ждала
семья: жена и двое детей.
Опять же существовала
проблема с визой и
деньгами.-Кроме того, что
вы в Индии учились, вы там
еще жили. Что вас больше
всего поразило в образе
жизни тибетцев и индусов?
Какой миф о Востоке для вас
развеялся?
- К той
поре мифов для меня уже не
существовало. А поразила
простота их жизни. Для них
не имеет ценности то, что
так важно для нас - хорошая
квартира, машина. Они живут
в малюсеньких комнатах,
для них важнее духовная
практика. Позднее уже в
Тибете, я видел людей,
которые просто задолбаны
китайцами, живут в полной
нищете, ходят в рваной
одежде. Но они радостны и
всегда готовы помочь
попавшим в беду. Как-то мы
ехали на рейсовом автобусе
в горах на отметке 5000 м., и
автобус сломался.
Водитель-китаец сел на
попутку и уехал оставив
нас в горах.
Был
июль, весь день моросил
дождь, а к вечеру выпал
снег. Было ужасно холодно,
воздух в горах
разряженный. А люди к таким
условиям не
подготовленные, просто
туристы. В автобусе были
японцы в шортах и в майках,
и еще дети с ними, также
легко одетые. Уже стали
замерзать и тут появились
тибетцы, которые пасли
неподалеку яков. Я
заговорил с ними, попросил
продать нам что-нибудь из
еды. Один из них полез в
карман и достал сухой
дзанбай (ячменная
пережаренная мука) и
говорит: "Мы только это
едим, больше здесь ничего
нет". Какая у людей жизнь
суровая! И буквально через
полчаса они где-то за
скалой развели костер,
нагрели воду и принесли
нам термос горячей воды,
чтобы мы согрелись. И утром
рано, я проснулся, смотрю
скалы, горы усыпанные
снегом и движется черная
точка. Это пастух, уже
несет кувшин горячей воды,
завернув его в куртку,
чтобы вода не остыла. Для
них не имеет значения
собственный комфорт, или
собственная усталость. У
них учение буддизма в
крови, и неразрывно
связано с образом жизни и
мышления.
-
Вернемся к живописи.
Николай, если посмотреть
на танка взглядом
обывателя, то видишь яркие
лубочные краски, здесь
почти полное отсутствие
перспективы. Это может
быть интересным
профессиональному
художнику?
- Да,
но люди же разные. Кому - то
и лубок интересен и
примитивное народное
искусство. А танка это не
народное, это традиционное
искусство, равно как и
тибетская медицина. Здесь
огромный рост для
творчества, в танка
существует немыслимое
количество персонажей и
сюжетов, в одну жизнь не
управиться.
- В
написании свитка
существуют определенные
правила, каноны?- Поскольку
это искусство
многовековое, оно
полностью каноническое. Но
свобода есть. Сама
композиция выстраивается
художником (объясняет на
примере "Зеленой
Тары"). Можно было
нарисовать лишь одну Тару,
можно нарисовать ее с
одним из будд, можно
включить сюда белую и
желтую Тару.
|
Таким образом,
пейзаж создается
художником. Творчество
здесь в том, что если
художник хотя бы немного
занимается практикой и
понимает это учение, он
может через чувственное
восприятие передать
зрителю нежность Тары,
нежность этого бытия. А
если божество гневное, то и
пейзаж более суровый. - Николай,
почему Вы человек из
России, выбрали танка, а не
православную иконопись
рублевской школы?
Хотя я
художник, иконами никогда
не интересовался. Мне это
не интересно, это
абсолютно не мое.. Бывает
же так. Почему мы встречаем
и влюбляемся в одного
человека, хотя рядом масса
других людей? Я считаю, что
это кармическая связь с
этим учением, с этой
традицией. А кто-то, ну
никак не воспринимает
буддисткое искусство. Это
абсолютно нормально.
И он
сказал это так спокойно,
уверенно и обезоруживающе
добродушно, что желание
спорить с ним пропало бы
даже у самых ярых
религиозных фанатиков.
Людмила
Баланюк alica_balanuk@mail.ru
|