Б.Г.: "А для кого все это делается?" До концерта "Аквариума" в Омске оставался еще добрый час. Обезумевшие от жары мы с фотографиней Машей Комлевой слонялись по прохладным коридорам Омской филармонии. Двери, двери, двери...Вдруг одна из них зловеще скрипнула, и возникло видение - Борис Борисович Гребенщиков. От неожиданности мы даже о чем-то его спросили. - Нет, нет, перед концертом лучше не фотографировать. Фотография она энергию забирает" - ласково объяснил Б.Г., затем ослепительно улыбнулся и исчез. - Классные у него джинсы, из змеиной кожи - вздохнула Маша. - Да? Не заметила. Улыбка "чеширского кота" еще светилась в воздухе. Сегодня уже вряд ли кто допытывается у него что значит: "Через дырку в небесах въехал белый "Мерседес", всем раздал по три рубля и проехал мимо". Приняли без поправок все, и те немногие, кто "рюхает фишку", то есть понимает, и те, кто нет. От этого вибрирующего голоса, изотерической интонации и "намудренного" текста - хочешь - не хочешь, впадешь в какую-то высокую грусть или блаженный идиотизм. Б.Г. всегда было модно ругать. Даже когда рок перестал быть запретным и стал фоновым украшением жизни, от Б.Г. продолжали ждать откровений, ждать и ругать. Страна любит поэтов несчастных: чтоб на трех фотографиях в паспорте в одном костюме. Помню, лет пять назад, сидели компанией под Рождество, смотрели по ТВ все программы подряд, и по одной из них Он, расположившись в кресле у камина, в шикарном фраке, с бокалом шампанского в руке, сетовал на жизнь: "Ах, все это похоже на пир во время чумы". Тогда кто-то из нас взорвался :"Так, что же ты пируешь?" А впрочем, не век же ему в "Сайгоне" сидя на полу петь, да и после "Костромы" и "Детей декабря" мог бы почивать на лаврах, а он продолжает двигаться дальше. Нынешний концерт был просто супер. Нет, не то. Можно было бы написать, что концерт был великолепным, что такое искреннее доверие зала к тем, кто на сцене - редкость, что атмосфера была такой будто, огромный Концертный зал трансформировался в петербургскую коммунальную кухню. Только все это ничего не скажет об этом славном вечере. Потом, после концерта Гребенщиков признается: "Очень хороший был концерт, а значит, люди в зале были хорошие. Если бы не они, ничего бы не получилось". Композиции на концерте чередовались от танцевальных, к медитативным и обратно. Флейта, колокольчики, скрипка, ударные - все натуральное без "пестицидов". Воодушевленный энергообменом с публикой Б.Г. влез на огромную колонку, затем лихо спрыгнул, пел лежа, танцевал, выделывая немыслимые па, курил на сцене. Казалось, все музыканты "Аквариума" влетели в этот вихрь опьяняющей свободы и радости. Народ в зале тоже возрадовался. Два неугомонных фаната кричали на каждой паузе : "Боря, давай, давай!" на что получили отбой от хипповатой девчонки: "Вам что, индивидуальность больше негде выразить?" А Гребень существовал в каком-то своем эмоциональном отсеке и пел словно молился : "Ты слишком далеко от меня : как воздух от огня, вода от волны, сердце от крови. И вот я падаю вниз, уже в двух шагах от земли, Господи, смотри". Слушаешь и понемногу отлетаешь. Его можно хвалить или ругать, но это ничего не меняет. Чтобы попытаться понять его, поймать, оказаться в том же отсеке, нужно слушать "Аквариум" не один год. Как там, в письме одной ярой фанатки Б.Г.? "Я люблю Ленинград, потому что там жил Гребенщиков. Я люблю Гребенщикова за его мудрость. Иногда он чист как ребенок, иногда он кажется мне древним стариком или горьким пьяницей. Его голос - это кайф. Жаль, что теперь он говорит все больше на английском. Мне жаль, что в доме его ремонт. Он все еще убегает от судьбы, он все еще одержим, но не знает точно, что ему нужно в жизни". Категорично? Наверное, имеет право. Обещанное после концерта интервью получилось стремительным и "по диагонали". Б.Г. торопился к отъезду. - Борис Борисович, вчера в аэропорту в Тушино был рок-фестиваль, как все прошло? - Очень хорошо, я впервые видел, чтобы в России собрались 60 тысяч человек и не били друг друга. Кроме нас там было еще 15 групп от "Алисы" до "Чайфа". - А какие российские рок-группы нравятся вам? - "Сплин", "Tequila Jazz", "Земфира" хорошая группа. - Для вас важно то, как воспринимает вас публика? - Естественно, весь концерт происходит от того, как люди нас принимают. - Вы всегда игнорируете заявки из зала? - Если будем играть в ресторанах, будем на них реагировать, а на концертах нет. - Сегодня ваши песни взяты в жесткую ротацию. По MTV клипы идут, по ОРТ. Удивляет, что самодостаточная группа "Аквариум", которой не нужна раскрутка... (почти раздраженно) Это вы нас спрашиваете? Мы не имеем к этому никакого отношения. За последние три года мы сняли три клипа, и ни одного по MTV я не видел. - Пол Маккартни однажды сказал, что ненавидит песню "Be-bop". Вы когда-нибудь испытывали отвращение к тому, что написали? - Нет никогда, а Маккартни не прав, я очень горжусь песней "Be-bop" (смеется) - У Вас улыбка обаятельная. Сегодня на сцене Вы улыбнулись в первый раз через сорок минут после начала концерта. Почему так грустны? - Это состояние, которое создают песни. Очень сложно на сцене быть артистом. Быть артистом - это не петь песню, а исполнять ее. Сделать это можно, но я не умею. - Вы отдали "Deadушкам" на растерзание и переделку свою песню "Сны о чем-то большем". Зачем это было нужно? - Интересно, как старые песни зазвучат в новом звуке. - Почему именно старые. - Песни писать очень тяжело. Когда они пишутся, то пишутся. И если появляется новая песня, я ее хрен кому отдам. - Чувствуете ответственность перед группой, когда пускаетесь в музыкальные эксперименты? - Когда я делаю что-то с "Аквариумом" - это "Аквариум", когда что-то сам по себе - это называется "Гребенщиков". Я не беру на себя смелость втягивать в эту авантюру группу. - Борис Борисович, это правда, что Вы пишете музыку для нового спектакля Олега Меньшикова "Кухня"? - Да, но песен там не будет. Олег попросил меня написать инструментальную музыку, но что из этого получится пока неизвестно. Несколько фрагментов уже готово, он еще не слушал. Обсуждая сроки, мы говорили о середине августа. - Вы стильно одеты, где-то шьете или покупаете? (гордо) Магазин "Kiber-dog" в Лондоне. - Сейчас в Лондоне пишутся пластинки, сводятся записи, даже одежда там покупается. - Просто мой друг предложил мне воспользоваться его студией. И потом там действительно умеют работать, не то, что у нас. - Скажите, Вам сегодня хватает свободы в нашей стране, и что помогло вам выжить в прежние времена: не сойти с рельсов, не переквалифицироваться в управдомы? - Заниматься тем, что человек хочет, позволяет положение каждого. То, что человек хочет, он может делать и бесплатно. Конечно, тяжело, когда ловят на улице, выкручивают руки и закрывают концерты. Мы прошли через это, и нам это нисколько не помешало. Свобода - это штука, которая находится внутри человека, а не вне. Свободного человека невозможно сделать несвободным, свободный человек и в тюрьме будет свободным. И у нас есть тому масса примеров. Со времен Сталина выжило довольно много людей, и многие из них остались чистыми и непокорябанными. - Часто известные люди сетуют на то, что с популярностью в их жизнь приходит страх выпасть из обоймы. Вы испытываете подобное? - Это говорят глупые люди. Из какой обоймы можно выпасть, если эта обойма появилась несколько тысяч лет тому назад, и будет продолжаться бесконечно, пока существует человечество? - Вы понимаете, о чем я... Стоит творческому человеку остановиться на пару лет и те, кто кричал "браво" начнут его забывать. - Ну и что? Ну и пусть. А для кого вообще все это делается? Людмила Баланюк alica_balanuk@mail.ru |
||||||||||||||||||
со всеми предложениям и замечаниями обращаться adm@ked.omsk.su все права защищены 2000 г. |